Российские специалисты из АО «НИИАС» проводят оценку железнодорожных объектов Сербии. До конца мая им предстоит определить объем работ по реконструкции железных дорог Республики с масштабной перестройкой существующей системы и открытием полноценного европейского транспортного коридора для перевоза грузов и пассажиров в Венгрию, Германию, порты Греции и Болгарии. 

На осуществление проекта Сербия запросила у России кредит в размере 172, 5 млн евро. Часть средств планируется выделить на создание единого диспетчерского центра управления железнодорожным транспортом, контракт на который был подписан в январе текущего года во время визита президента России Владимира Путина в Белград. Проектирование и реализация всего проекта поручено АО «НИИАС». Основная задача – максимально использовать российские технологии, материалы, технику.

Сейчас в Сербии для управления железных дорог используются системы компании Siemens 70-х годов. Информация передается с помощью телеграфов и телетайпов, стрелки переводятся физически, связь между станциями осуществляется по сотовым телефонам. Систем безопасности на составах практически нет, за исключением автоматической блокировки. По-существу предстоит полная перестройка железнодорожного хозяйства под современные эксплуатационные условия с учетом всех международных норм и стандартов.

Сербские железные дороги провели исследование возможных исполнителей масштабного проекта. Привлекали к исследованию европейские и китайские компании. В сентябре прошлого года сербы приезжали в Россию, изучали Центр управления в Москве, систему управления инфраструктурой в Ярославле и Ростове.

– В отличие от европейцев, мы предложили не менять все и сразу, а провести апгрейд существующей системы, а новые модули интегрировать с уже существующими решениями, — рассказывает Александр Дроздов, руководитель Центра проектирования объектов капитального строительства АО «НИИАС». – В Европе есть ЦУПы, но меньше протяженность линий и ориентация на пассажирское движение, а наш опыт с тысячами километров путей и грузовыми потоками подходит к сербскому проекту, конечно, лучше.

Основной приоритет реформирования железных дорог Сербии – создание транспортного коридора со скоростными нагрузками до 200 км в час. Сербский участок должен стать полноценной частью европейских дорог. В будущем, вероятно, возможно и решение задач интервального регулирования движения. Пока же будет осуществлена организация диспетчерского управления движением поездов и тяговыми подстанциями контактной сети, организация современной цифровой системы связи и передачи данных с высокой киберзащищенностью, создание автоматизированных систем и вычислительного комплекса.

– Подобных международных проектов с созданием полноценной комплексной системы у российских производителей еще не было. Для нас это будет выход на европейский рынок с хорошими перспективами, если проект получится, а для наших партнеров это возможность дальнейшей интеграции, можно сказать свое «окно в Европу». – считает генеральный директор АО «НИИАС» Игорь Розенберг.