Автоматическая система весогабаритного контроля давно вызывает споры между бизнесом и государством. С одной стороны, перевозчики разрушают дороги за счет перевеса, с другой – предложенный вариант регулирования не всегда функционирует корректно

На прошлой неделе стало известно о том, что в Ленинградской области появится более сотни пунктов АСВГК. Об этом рассказал глава комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Юрий Запалатский. По его словам, взимание сборов с перегрузов принесет региону дополнительный доход в 750 млн рублей в ближайший год. Это приблизительно десятая часть текущего ежегодного бюджета региона, выделяемого на строительство и ремонт дорог в Ленобласти. Начать установку планируется с Выборгского района, так как там активно ведется добыча песка, щебня и гранита.

Исходя из опыта регионов, где уже есть рамки АСВГК, регион может всколыхнуть новая волна протестов со стороны перевозчиков. Так, в 2017 году в Нижегородской области сумма штрафов за неполный год перевалила за 1 млрд рублей, а местные компании оказались на грани банкротства. Технически это произошло из-за того, что перед рамкойАСВГК была искусственная неровность, и водители замедляли скорость, что в силу законов физики и вызывало показатели перегруза на весах.

Нередко бывали случаи, когда фура «толстела» по дороге – замеры на одном пункте показывали одни данные, а на другом – на несколько десятков процентных пунктов больше. А в 2016 году ассоциация «Грузавтотранс» провела показательный эксперимент, демонстрирующий пробелы в системе АСВГК. В Санкт-Петербурге на стационарном пункте весового контроля в Шушарах 15 грузовиков прошли контрольное взвешивание. В качестве груза были использованы контейнеры, цемент, песок, бетон, щебень и грунт. В итоге из 15 автомобилей у 9 нагрузки на ось превышали допустимые в диапазоне до 30%. При этом ни один из «подопытных» автомобилей не просто не имел перевеса с точки зрения предельно допустимой массы, но загружен был только частично.

С учетом размера штрафа – от 400 до 500 тыс. рублей за перевес на ось более чем на 50%, а также допустимых габаритов более чем на полметра – неудивительно, что логистические компании вдвойне негативно настроены по отношению к несовершенной АСВГК.

Игроки рынка убеждены, что без поправок система не будет работать объективно и правильно. В частности, предлагается прописать процедуру оспаривания штрафов:

«Сегодня перевозчики виноваты безальтернативно. Необходимо прописать ответственность грузоотправителя и регламентировать возможность перевыставления ему претензии. А для повышения прозрачности следует создать единый источник информирования и централизованный свод информации. Пока же штрафы выписываются отдельными региональными центрами, а единый регламент работы АСВГК отсутствует, равно как и возможность получать из одного источника полноценную статистику о нарушениях», — отмечает директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии»Александр Лашкевич. Также он уверен, что необходим тестовый период с отправкой перевозчику «нулевых» штрафов.

Далее представители отрасли – за то, чтобы установить предупреждающие дорожные знаки перед рамками, чтобы водители фур могли выбрать оптимальную скорость перед контролем. Далее, нужно убедиться в хорошем качестве дорожного полотна и отсутствии неровностей, которые могут создавать перекосы в данных датчиков.