Федеральная служба государственной статистики опубликовала данные исследования, согласно которым индекс потребительской уверенности населения России в первом квартале 2015 года снизился на 14 процентных пунктов по сравнению с четвертым кварталом 2014 года и остановился на уровне в -32%.

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в I квартале 2015 года снизился на 7 процентных пунктов и составил минус 19% против минус 12% в IV квартале 2014 года.

Индекс потребительской уверенности (ИПУ), дающий представление о том, насколько оптимистично граждане оценивают экономическую ситуацию в стране, упал до рекордно низких показателей.

«Наибольшее снижение отмечается в оценках населением произошедших изменений в экономике России и личного материального положения», — говорится в исследовании.

В марте доля покупателей, чувствительно реагирующих на колебания цен, увеличилась до 75% (с 73% в сентябре и 68% год назад). В то же время часть опрошенных продолжает с оптимизмом смотреть в будущее, рассчитывая, что сложившаяся ситуация не более чем временные трудности. Считают, что экономическая ситуация в России не изменится, 34% опрошенных (в октябре-декабре 2014 года — 35%).

Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, по сравнению с IV кварталом 2014 года сократилась до 4% (в IV квартале 2014 года — 12%). Что касается необязательных трат, то 45% планируют сократить количество посещений кафе и ресторанов, 36% — урезать расходы на электронику и бытовую технику, 23% — сократить расходы на отпуска.

Россияне также отказываются от привычки покупать товары впрок.

Впервые с начала проведения опроса увеличилось среднее количество торговых сетей, в которых респонденты делают покупки: если в конце прошлого года оно составляло 2,3, то сейчас уже 2,8.

По сравнению с февралем 2014 индекс «Кофе с молоком» вырос на 10,5%, что также можно назвать самым значительным ростом за последние 4 года.

Перспективы второго квартала вызывают опасения, так как рост спроса на более дешевые товары и все более активная погоня за скидками могут привести к возникновению ценовой конкуренции даже между крупнейшими сетями.

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении снизился на 14 процентных пунктов и составил минус 28% против минус14% в IV квартале 2014 года. Доля респондентов, считающих, что их материальное положение ухудшилось, увеличилась до 52% (в 4-м квартале 2014 года — 35%). При этом лишь 37 процентов опрошенных имеют сбережения. «При этом отпускные цены в магазинах, котирующихся на бирже розничных сетей, увеличивались медленнее: их годовой рост составил 14%», — указывается в докладе.


фото b1.vestifinance.ru