В РФ обсуждают второй этап программы «квоты под киль». За четыре года ее реализации пока говорить о больших успехах не приходится. Так, в рамках программы планировалось строительство 53 рыболовецких кораблей. Под это судостроители набрали кредитов на 172 миллиарда рублей. Однако результаты четырех лет работы неутешительные…

«Программу запустили в 2017 году, и за это время заказчики получили только 5 траулеров (всего по программе должно быть построено 53). Прямо сейчас в цехах идет работа над 26 судами, и корабелы катастрофически не укладываются в сроки. Как сообщил на прошлогодней встрече (ред.- состоялась 19 октября 2020 года) с президентом России Владимиром Путиным глава Росрыболовства Илья Шестаков, отставание — от 6 месяцев до двух лет», — сообщает «Комсомольская правда».

Больше всех заказов себе взял судостроительный завод «Пелла» (город Отрадное, Ленинградская область), однако и у него есть сложности. Именно на этой верфи, напомним, 30 марта случилась трагедия. Морозильный траулер «Скорпион», который еще не был сдан заказчику в лице мурманской ГК «ФЭСТ», завалился на бок, погибло два человека. В настоящее время мурманские рыбаки не намерены забирать судно, на которое был взят кредит в Альфабанке в десятки млн евро. Их позиция следующая: попавшая внутрь вода могла повредить дорогостоящее оборудование. Не стоит забывать и о том, что рыбаки — суеверный народ. В результате ЧП обернулось для мурманских заказчиков колоссальными убытками. ГК «ФЭСТ» лишилась квот, под которые были получены деньги на строительство судов, — констатирует «Комсомольская правда».

Следующая проблема — отсутствие судоремонтной базы в России. По данным Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, в настоящее время специализированную судоремонтную базу рыбохозяйственного комплекса составляет всего три десятка предприятий, способных обеспечить не более 15% потребностей в судоремонте.

Некоторые лоббисты предлагают вновь отдавать инвестиционные квоты под строительство гигантских траулеров. Но необходимо задуматься об альтернативе — возведении рыбоперерабатывающих заводов, под что государство также выделяет квоты. И тут дела обстоят куда лучше: из 25 предусмотренных программой заводов 22 уже построены. Развитие береговой переработки поможет России нарастить собственные рыбопромышленные и морозильные мощности. Тем более что для снабжения таких предприятий сырьем нужны мало- и среднетоннажные рыболовецкие суда. А строить их гораздо быстрее и легче, чем гигантские плавучие заводы-траулеры.