Бизнес журнал

Как под Новый год Роснефть сломала сложившуюся судебную практику

15:18, 25 января 2017

Никто в России не удивляется, что уже за 3-4 дня до наступления Нового года все основные госпредприятия и учреждения переходят на сокращенный режим работы или вовсе на выходные. Так до недавнего времени не была исключением и работа Арбитражного суда г. Москвы. Сломала сложившуюся практику компания «Роснефть», подавшая исковое заявление прямо в канун Нового года, когда суд уже не работал и вопреки решению Президиума Арбитражного суда, заставившая принять спорное решение против ответчиков нефтяной компании.

12 декабря 2016 года решением Президиума Арбитражного суда г. Москвы, был определен режим работы суда в период с 26 по 31 декабря 2016 года, предусматривающий ограничения для подачи исковых заявлений, но допускающий прием дополнительных документов до 29 декабря включительно. То есть заявления по новым делам не принимались, но если кому-то требовалось донести бумаги к текущим, можно было это сделать до 29 числа.

Однако 27 декабря 2016 года вопреки решению Президиума арбитража представители НК «Роснефть» подали заявление об обеспечительных мерах по транспортировке нефти компанией «Транснефть». Сама ПАО «Транснефть» об иске извещена не была.

На следующий день 28 декабря (опять-таки вопреки решению президиума) суд в составе судьи Ламоновой Т.А. вынес «Определение о принятии обеспечительных мер» по иску. Информация о подаче иска и судебном решении была размещена на сайте Арбитражного суда г. Москвы в среду 28 декабря, только благодаря чему в «Транснефти» узнали об иске. Представитель компании попытался ознакомиться с материалами дела, однако сотрудники делопроизводства суда такую возможность ему не предоставили, сославшись на установленный Президиумом суда (!) особый порядок работы в предновогодние дни. Что называется, оцените цинизм ситуации.

Лишь вечером 29 декабря представители ПАО «Транснефть» получили возможность ознакомиться с документами после представления в канцелярию суда официального требования.

29 декабря президент ПАО «Транснефть» Николай Токарев обратился к председателю Верховного суда РФ Вячеславу Лебедеву с просьбой провести проверку обстоятельств принятия Арбитражным судом города Москвы заявления ПАО «НК «Роснефть», распределения его судье Ламоновой Т.А. и изготовления ею определения от 28.12.2016 года.

Президент «Транснефти» обращает внимание, что иск «Роснефти» должен был быть приравнен к подаче нового иска, так как инициирует новый судебный процесс и что имеет место грубейшее нарушение гарантированного ч. 1 ст. 46 Конституции РФ права ПАО «Транснефть» на судебную защиту.

Но самым принципиальным вопросом в данной истории является само содержанием «Определения». В соответствии с законодательством РФ при решении вопроса о принятии предварительных обеспечительных мер должно быть учтено, что такие меры должны быть направлены на сохранение существующего на данный момент положения сторон, пишет Токарев. Сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами в данной ситуации (до урегулирования разногласий) возможно только посредством сохранения в 2017 год действия Договора № 0016016 транспортировки нефти на 2016 год по тарифам, установленным ФАС на 2017 год. Условия этого договора были ранее согласованы сторонами и исполнялись в течение всего 2016 года. Однако судья Ламонова обязала ПАО «Транснефть» продолжить транспортировку нефти на новых несогласованных сторонами условиях незаключенного Договора № 0017016 на 2017 год.

Николай Токарев также обращает внимание Вячеслава Лебедева, что в соответствии со ст. 94 АПК РФ в качестве встречного обеспечения допускается внесение на депозитный счет суда денежных средств, либо предоставление банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму. Данный перечень является закрытым. Вместе с тем, суд, фактически, принял в виде встречного обеспечения ПАО «НК «Роснефть» просто обещание «гарантирования оплаты оказываемых услуг». При этом какое-либо формализованное финансовое обеспечение, как того требует ст. 94 АПК РФ, в материалах дела отсутствует.

Иными словами Игорь Сечин на словах пообещал оплатить, как «джентльмен» из известного анекдота, где «джентльменам верят на слово».

При этом «уже сегодня в нарушение данных ПАО «НК «Роснефть» «гарантий» последняя задерживает оплату выставленных ПАО «Транснефть» платежных документов, которые должны обеспечить оплату оказываемых услуг в первых числах января 2017 г. Таким образом, до настоящего времени ПАО «НК «Роснефть» согласованные услуги не оплачены», − сообщает глава «Транснефти».

«Все вышеизложенные факты свидетельствуют, по мнению ПАО «Транснефть», о наличии оснований сомневаться в беспристрастности судьи Ламоновой Т.А. в исходе будущего судебного дела», − говорится в письме.

Адвокаты «Транснефти» 18 января подали ходатайство об отводе судьи, суд его отклонил. Ранее, 11 января, компания подала заявление о снятии обеспечительных мер.

В тот же день суд зарегистрировал новое заявление «Роснефти» к «Транснефти» теперь уже об обеспечении имущественных интересов. СМИ сообщают, что стороны не могут согласовать методику учета технологических потерь нефти и ее компенсации. При этом «Роснефть» опять непонятно чем «гарантирует» оплату услуг по транспортировке нефти.

 

Другие новости