Как развивается работа над АСВГК и какие предложения звучат от участников логистического рынка

Автоматическая система весогабаритного контроля – одна из главных проблем транспортной отрасли на данный момент. Федеральный проект предполагает появление почти 400 рамок на федеральных и региональных трассах к 2024 году. Такие масштабные планы, безусловно, коренным образом повлияют на жизнь перевозчиков. Причем компании опасаются сильного негативного эффекта.

Большая доля недовольства бизнеса связана с некорректным функционированием АСВГК. Уже не раз было замечено, что рамки неправильно взвешивают грузовики и выписывают штрафы перевозчикам, по сути, за полное отсутствие нарушений. В некоторых случаях это происходит из-за неровностей дорожного полотна в районе установки датчиков, в некоторых – из-за элементарных физических законов инерции, так как проезжающий через рамки грузовик притормаживает перед ними (а на некоторых трассах даже есть лежачие полицейские, что делает торможение неизбежным).

Власти ранее говорили, что весы допускают погрешность при взвешивании 10%. Штрафы выписываются при этом при перегрузе уже 2%. Иначе говоря, любая ошибка АСВГК будет обходится компаниям очень дорого. Аналитики уже подсчитали, что порядка 40% перевозчиков в ряде регионов ждет банкротство, если не будут устранены недоработки системы.

Представители рынка выступают со своими предложениями, которые выглядят логично и обоснованно. Так, директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич уверен, что штрафы нужно дифференцировать. Например, при перегрузе на вторую ось тягача на 300 кг и при перегрузе ТС по общей массе на несколько тонн сумма штрафа одинакова, хотя потенциальный ущерб дороге кардинально различен.

Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина отметила, что в Минтрансе прислушались к некоторым предложениям бизнеса – например, о введении тестового периода, когда перевозчикам присылают не сразу штрафы, а электронные уведомления о нарушении, а также о трактовке погрешности измерений в пользу перевозчика. Эксперт убеждена, что нужна рабочая группа при Минтрансе для обсуждения проблем отрасли и разработка регламента оспаривания штрафов. Для повышения прозрачности работы системы необходимо создать единый источник информирования и централизовать сбор информации, поддерживают и участники рынка. «Пока что штрафы выписываются отдельными региональными центрами, а единый регламент работы АСВГК отсутствует, равно, как и возможность получать из одного источника полноценную статистику о нарушениях», — отмечают грузоперевозчики.