АСВГК снова обсудили на конференции «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности», которая прошла в начале октября

Масштабные планы властей по установке пунктов весогабаритного контроля для контроля фур затрагивают так или иначе всех представителей логистического бизнеса. К 2024 году на федеральных трассах должно появиться 387 «умных» весов, а в регионах – еще 366. То есть, практически ни по одной из российских дорог не получится проехать «незамеченным». Сами компании отмечают, что, с одной стороны, нововведение способствует процессу «обеления» рынка и уходу нечестных схем и игроков. С другой, некоторые моменты реализации АСВГК оставляют больше вопросов, чем ответов и становятся поводом для дискуссий на последних конференциях и встречах.

Во-первых, многие «умные» весы на деле оказываются не совсем «умными»: во многих областях (например, в Свердловской) были зафиксированы случаи перевеса у грузовиков при их нулевой загруженности. Недовольство перевозчиков усугубляется тем, что приходящие «письма счастья» крайне сложно оспорить, так как юридический механизм оспаривания разработан пока крайне слабо.

Наложение штрафов на перевозчика в эих случаях неправомерно, отмечает директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич. Эксперт считает, что одним из выходов может стать сеть коммерческих весов, при этом их необходимо сертифицировать и «закольцевать» в единую систему. Также он добавляет, что нужно предусмотреть возможность использования данных других АПВГК по ходу движения ТС. И важно иметь альтернативную возможность проезда через весы, корректность которых не будет вызывать сомнений. Для этого Минтранс совместно с Росавтодором разработали алгоритм оспаривания информации о перегрузе, отмечает заместитель директора ФКУ «Росдормониторинг» Сергей Юнгов. Алгоритмом смогут воспользоваться только владельцы тех весов, которые признаны легитимными.

− Владельцы коммерческих весов должны как минимум доказать точность измерений. Также весы нужно подключить к системе АСВГК и обеспечить степень доверия к показаниям, − подчеркивает Сергей Юнгов.

Далее, сложности связаны с механизмом информирования о штрафах. На данный момент, пока пункты АСВГК работают в пробном режиме, компании узнают о фактах правонарушения при получении «писем счастья». Бизнес предлагает ввести схему рассылку СМС или писем на электронную почту, или же установить информационные табло в местах автоматических рамок. Власти пока не готовы выделять дополнительные средства из бюджета на это, однако вопрос еще не решен окончательно.

Наконец, предстоит ввести финальную градацию штрафов за нарушение норм по весу и габариту. Согласно статье 12.21.1 КоАП штрафы за перегруз транспортного средства варьировались от 150 тыс. рублей до 500 тыс. рублей. При этом, в случае фотофиксации, штраф устанавливался по верхнему пределу даже физическим лицам – разбирательства в итоге дошли до Конституционного Суда, который постановил, что размер штрафа не должен зависеть от способа фиксации нарушения, и начислять штрафы по нижней границе. Впрочем, даже в этом случае максимальный штраф достигает 400 тысяч рублей. Бизнес предлагает дифференцировать размер штрафов, чтобы строгость наказания лучше соответствовала масштабам нарушения и вреда дороге.

− Например, сумма штрафа за перегруз более 10% и не более 20% должна составлять 30 – 50 тыс. рублей, − поясняет Александр Лашкевич.

Ведомства готовы продолжить диалог на тему снижения санкционного порога. Продолжаем следить за новостями отрасли.