Новость об упразднении работы с МДП (система международных дорожных перевозок, штаб-квартира оператора которой базируется в швейцарской Женеве), была озвучена в 2013 г. С того времени в России проводятся мероприятия по разработке и внедрению собственной системы обеспечения национального таможенного транзита. Многие перевозчики после известия о том, что проверенная временем система вынуждена уступить дорогу новой разработке, были обескуражены. Да и сейчас, по прошествии времени, многие недоумевают, чего же им ждать? Люди ищут подробности, комментарии экспертов, мониторят российский сегмент Интернета на предмет официальных сообщений причастных лиц.

Посему не стоит удивляться, что популярное издание «Дни.ру» опубликовало на своем сайте актуальное интервью по вышеозначенной теме. Собеседником журналистов стал глава страховой компании «Арсеналъ» Сергей Лобанов. На секундочку, той самой компании, которая и выступает оператором новой системы, занимаясь ее разработкой и внедрением.

Для начала Сергей Лобанов издания поведал читателям о том, что представляет собой грузовой транзит через страну, и какими рисками он чреват. По факту фура с товаром при пересечении границы не уплачивает пошлины — ее истребуют только на складе временного хранения, который может находиться за тысячи километров от пограничного контрольно-пропускного пункта. Нередки случаи, когда по дороге к пункту назначения с машиной что-то происходит, и груз оказывается в свободном обороте. Убытки несут все — от хозяина товара и перевозчика до государства, чей бюджет недополучает выплаты от транзитных грузоперевозок. С минимизированием таких случаев и ущерба от них была призвана бороться вышеозначенная система МДП (о ней ниже), да и другие, локальные механизмы гарантий таможенных выплат, обладающие как положительными сторонами, так и отрицательными.

В РФ озаботились оперативным решением вопроса по созданию собственной системы гарантий международных грузоперевозок не от хорошей жизни. Как пояснил гость «Дней.ру», уже длительное время ведутся разговоры об устаревании МДП. Работавшие по ее правилам страны не раз недополучали средства от таможенных платежей в силу недобросовестных действий отдельных перевозчиков. Они сознательно занижали величину вышеозначенных платежей, пользуясь тем фактом, что в «книжках» МДП не указывались данные о декларируемой стоимости перевозимого груза.

Однако главная проблема заключается в другом. По факту МДП зарубежная система, выключение которой может произойти практически моментально путем введением очередных антироссийских санкций. В результате рынок российских грузоперевозок и экономика в целом будут парализованы. Стоит ли напомнить о наболевшем, как «западные партнеры» попытались совершить атаку на Республику Крым посредством блокирования операций с картами VISA и MasterCard? На этом свежем примере можно было легко проследить за тем, как с подачи Запада целый полуостров может мгновенно остаться без системы электронных платежей. Посему в случае с транзитными грузоперевозками и решили сыграть на опережение, инициировав создание национальной системы гарантий.

Чтобы стать оператором новой системы в РФ, СК «Арсеналъ» пришлось выполнить ряд требований, указанных в соответствующем постановлении Правительства. Помимо договора с ФТС РФ и наличия банковской гарантии, компания-поручитель должна была гарантировать наличие отлаженной инфраструктуры. Другим соискателям поручительства не удалось гарантировать выполнение всех условий. У кого-то не нашлось банковской гарантий, у кого-то возникли проблемы с инфраструктурой. И немудрено, ведь, по словам Сергея Лобанова, на создание и поддержание работоспособности таковой требуется серьезные деньги. Произошел классический случай — конкуренцию выиграл сильнейший. Стоит отметить, что СК «Арсеналъ» является крупнейшим на территории России поручителем по таможенному транзиту (общий объем предоставляемых компанией в ФТС России банковских гарантий – 11,5 млрд рублей). Впрочем, собеседник издания не преминул развенчать заявления о том, что СК «Арсеналъ» является монополистом на рынке. Компания только выступает поручителем перед таможенными органами, то есть предлагает лишь один из восьми возможных способов обеспечения уплаты таможенных платежей.

Заключенный с Федеральной Таможенной службы России России договор поручительства по таможенному транзиту позволяет СК «Арсеналъ» проводить работу по созданию системы и задумываться об учреждении Ассоциации национальных поручителей ТС для объединения работы с поручителями из стран-членов Союза. Тем более что аналогичные «Арсеналъ» таможенные поручители работают в Республике Беларусь и Казахстане, ведется работа по их созданию в Киргизии и Армении.

Сергей Лобанов проинформировал о повышенном интересе к системе со стороны сопредельных с РФ государств. Нет сомнений, что ее внедрение на межгосударственном уровне обеспечит единое транзитное пространство, скажется на увеличении грузооборота и поступлений в бюджет ТС.

Ежедневно через пограничные КПП на территорию России въезжают сотни машин. Их следование к складам временного хранения, на которых происходит уплата таможенных платежей, занимает от трех до пяти суток. И именно «Арсеналъ» несет ответственность перед российским бюджетом за эти фуры и грузовики (в среднем 2-3 миллиона рублей за каждую машину). Из сбора с большегруза приходится вычитать вознаграждение для агента, работающего в интересах «Арсеналъ» на территории сопредельных государств; банков и процессинговых центров. Сергей Лобанов подчеркнул, что извлекаемая от грузоперевозок прибыль — куда меньше, чем может показаться со стороны. Приходится платить вознаграждение агентам, работающим в интересах «Арсеналъ» на территории сопредельных государств; банкам и процессинговых центрам. А ведь следует поддерживать в работоспособном состоянии всю инфраструктуру. Одни серверы чего стоят! Акцент на их бесперебойной работе ликвидирует опасность образования автомобильных заторов на границах.

Президент СК «Арсеналъ» в заключение добавил, что компания участвует в решении стратегически важной для России государственной задачи – формировании национальной, независимой от внешних партнеров системы обеспечения уплаты таможенных платежей в рамках всего Таможенного Союза.