Перевозки FTL от одного отправителя – самая востребованная услуга на данный момент в структуре объема рынка коммерческих автоперевозок. Ее доля – от 70 до 80 процентов, причем всего 5 компаний входят в число крупнейших FTL-перевозчиков в России (данные Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли). Самый большой автопарк на данный момент у группы компаний «Деловые Линии» (4 тыс. фур). На втором месте – компания Globaltruck (1200 тягачей).

К услугам аутсорсинга до сих пор относятся с недоверием. Причина тому – отчасти советское прошлое, когда абсолютно все бизнес-процессы предприниматели брали под свое крыло. С другой стороны, добывающие предприятия, которым чаще всего нужно логистические услуги, зачастую имеют свой автопарк. Так или иначе, аутсорсинг сейчас занимает не больше трети сферы услуг автоперевозок. Однако постепенно эта доля будет увеличиваться, уверены эксперты. Ответственность за логистику, которая ложится на непрофильные компании, влечет за собой скрытые издержки, превращающиеся в довольно весомую статью расходов. При собственном автопарке надо помнить, например, о регулярном обновлении автопарка (многие предприниматели предпочитают обходить этот аспект, рискуя своей репутацией, сохранностью товаров и доверием клиентов), об издержках за простой машин, тарифах за проезды по федеральным трассам… Список можно продолжить. Представитель ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич отмечает: «Средний возраст автопарка крупных игроков рынка – не более 3-4 лет, в то время как небольшие компании в среднем оперируют 15-летним транспортом, что на порядок увеличивает риск поломок в пути и соответственно срыв срока поставки. У основных игроков логистического рынка есть такие сервисы, как онлайн-трекинг груза, удобное страхование грузов, возможности комплексной аналитики на основе big data. Кроме того, крупнейшие операторы рынка внедряют продукты, позволяющие работать с учетом специфики бизнеса и KPI клиента».

Среди кажущихся минусов при обращении к крупным транспортно-логистическим операторам – более высокая, чем у мелких и средних компаний, стоимость за предоставляемые услуги. Но это объясняется высоким качеством этих услуг. Согласно данным исследования РБК, опытные грузоотправители, которые регулярно обращаются к перевозчикам, ставят важность фактора цены только на 3-е место.

Кроме того, государство сейчас нацелено на «обеление» рынка, что постепенно приведет к вытеснению мелких и средних игроков.

К слову, сейчас в Москве проходит одна из крупнейших профильных выставок TransRussia. Ее можно посетить в выставочном комплексе «Крокус Экспо» и не только услышать мнения ведущих экспертов отрасли грузовых перевозок относительно текущих тенденций и проблемных точек, но и глубже понять нюансы сферы с профессиональной точки зрения.