Как пишет интернет-издание Информ24 в Махачкалинском морскому порту по итогам января нынешнего года на 79,3% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. снизился грузооборот по перевалке наливных грузов. В январе 2016 г. также был негативный тренд, но всего лишь 15%.

От перевалки «черного золота» в Махачкалинском порту в массовом порядке отказываются не только иностранные компании. Так, от него в пользу азербайджанского маршрута фактически отказался российский нефтяной гигант «Лукойл», иностранные компании, работающие в Туркменистане — Dragon Oil и Mitro International.

Сообщается, что из-за низкого качества «Транснефть» и в 2015 г., и в 2016 г. больше пяти десятков раз останавливала прокачку «черного золота» из резервуаров «Дагнефтепродукта», так как были существенно превышены допустимые значения хлористых солей и содержание воды.

Причины снижения грузооборота в этому порту эксперты усматривают в банальном воровстве. Виновником выступает «Дагнефтепродукт», который владеет нефтеналивными терминалами в Махачкале, нефтехранилищами и частью трубопровода от хранилищ до магистрального трубопровода «Транснефти».

Здесь следует вспомнить слова Омари Омариева. Гендиректор ООО «Каспиан Сюрвей», занимавшейся проверкой качества и количества поступающей нефти из танкеров в порт, в 2013 г. обстоятельно рассказал, как «Дагнефтепродукт» ворует «черное золото», а изъятые объемы компенсирует водой и отходами нефтепереработки. Сокрытие преступления структура осуществляет подписанием недостоверных актов о качестве продукта.

Проведенные проверки со стороны правоохранительных органов доказали полную бесконтрольность движения нефти на пути от танкера до системы «Транснефти». Пломбы на вентилях в системе «Дагнефтепродукта» — оказалось фикцией. К примеру, в июле 2013 г. пограничники остановили танкер, который следовал с грузом в 4500 т. нефти на борту, хотя по документации обязан был везти мазут.

Для переработки сырой нефти в низкокачественное топливо на площадке «Дагнефтепродукта» построено несколько мини-НПЗ, так называемых «самоваров». По сути, было организовано целое производство, позволяющее перерабатывать в конечный продукт изъятую нефть.

Как подчеркнул Игорь Юшков (эксперт из Финансового Университета при Правительстве РФ), на пятисотметровом участке от нефтепровода до системы «Транснефти» паразитируют полукриминальные структуры. Эта врезка используется для изъятия нефти и дальнейшего создания топливного суррогата, не выдерживающего критики по своему качеству. Он реализуется через более 600 республиканских АЗС, среди которых свыше 200 различных брендов.