Компания Google провела исследование, согласно которому 90% пользователей при выборе продукта или услуги внимательно изучают отзывы о них, пишет «Новая газета». В конце концов, выбор 60-70% потребителей так или иначе зависит от этих отзывов. С началом пандемии COVID-19 отмечается стремительный рост рынка e-commerce – так как привычные критерии (обоняние, осязание) для людей недоступны, роль отзывов кратно возрастает. Это привело к формированию гигантского рынка обсуждений товаров и услуг.

Не удивительным является увеличение количества сайтов, специализирующихся на публикации отзывов — kapitalotzyvy.com, otzyvycom.ru и т.д. Постоянно появляются новые, т.е. бизнес является вполне прибыльным.

Так, площадка fin-investing.com, обещает «разоблачение Форекс и бинарных брокеров, КПК и инвестиционных проектов», гарантируя, что отзывы на сайте оставляют реальные люди. На сайте есть и система позитивных рейтингов, где на высокую позицию (четыре и более звезд), вполне по силам попасть любому брокеру бинарных опционов. Читателю следует знать, что в по российским законам такая деятельность относится к ставкам, а не к финансовым операциям, то есть является т.н. «серым» бизнесом. Иными словами, называть брокеров опционов «хорошими» — это все равно что называть таковыми финансовые пирамиды. Очевидно, позитивный рейтинг попросту накручивается.

Еще пример – сайт otzyvcom.ru, на главной странице которого есть комментарии с ключевыми словами: «мошенники», «ловушка» и т.д., а сам ресурс почему-то предлагает компаниям оспаривать негативные отзывы на предмет накрутки конкурентов и дополнительно проверять подложные, отрицательные комментарии.

В первую очередь, жертвами «черного маркетинга» становятся онлайн-магазины – конкуренция за клиента в этом сегменте очень высокая. Страдают также компании средних размеров (недвижимость, обучение, финансы), так как они генерируют более-менее серьезные денежные потоки и не имеют возможностей выстроить полноценную защиту (штат грамотных юристов, административные возможности и т.д.).

Сооснователь рекламного агентства AMP Михаил Фадеев считает, что российским компаниям, которым угрожают коммерческой травлей в Сети, нужны эффективные средства юридической защиты. Сегодня таких средств катастрофически не хватает, поэтому ничто не мешает росту бизнеса на негативных отзывах, говорит он.