В конце марта латвийский сейм все-таки принял закон переводе школьного образования исключительно на латышский язык, что вызвало многочисленные протесты в стране, в том числе и среди русскоязычного населения, доля которого в 2-миллионной Латвии приближается к 40%.

Эксперты и политологи пока затрудняются предсказать, чем завершится попытка отучить русских жителей Латвии говорить на родном языке, но русофобская позиция прибалтийских стран уже отрицательно сказывается на их экономике. В той же Латвии, логистика является одним из основных направлений наполнения государственной казны – на нее приходится около 8% ВВП. Примерно такая же обстановка в Литве и Эстонии. Однако, из-за недальновидной политики прибалтийских лидеров, грузовые транзитные потоки в Россию и обратно начинают обходить эти страны стороной. Если брать только Латвию, то за последние три года железнодорожники и нефтяники переориентировались с традиционных портов Вентспилса, Клайпеды, Таллина и Риги на российские Усть-Лугу, Приморск, Высоцк и Выборг.

В советские времена самым крупным портом на Балтике являлся Вентспилс. Через него на экспорт шел поток нефти и нефтепродуктов, здесь был построен один из крупнейших в стране перевалочных терминалов жидких химических веществ и калийных солей. Спустя некоторое время после распада СССР, в России решили обеспечить независимость страны от транзитных портов других государств, для чего была разработана специальная многолетняя государственная программа. В ее рамках была расширена мощность порта Санкт-Петербурга, был построен порт Приморск на северном берегу Финского залива и запущен проект по строительству Балтийской трубопроводной системы (БТС). Первая очередь БТС-1 Кириши-Проморск мощностью 12 млн тонн в год была открыта 27 декабря 2001 года. К концу 2006 года ее мощность выросла до 74 млн тонн. В июне 2009 года началось строительство нефтепровода БТС-2, ведущего к порту Усть-Луга. В 2016 году через порт прошло 30,1 млн тонн нефти, в 2017-м – 32,7 млн тонн, а согласно проекту второй очереди БТС-2 пропускная мощность Усть-Луги расширится до 38 млн тонн, об этом пишет «Комсомольская правда».

Таким образом, потребность России в прибалтийских портах на протяжении последних лет постепенно снижалась. Тот же Вентспилский порт в 2012 году принял 30,3 млн тонн грузов, в 2017-м – 20,04 млн тонн.  Получается, что за 5 лет грузопоток латвийского порта упал примерно на треть. Одновременно с этим рос грузооборот портов Балтийского бассейна России (Усть-Луга, Приморск, Высоцк, Санкт-Петербург, Выборг, Калининград). За 2016-2017 годы он увеличился на 7,2% – почти на 17 млн тонн, достигнув цифры в 247,5 млн тонн.