Комплаенс в группе компаний ЛАНИТ стал отдельным направлением в 2016 году. Через непродолжительное время был сформирован комплаенс-комитет, руководителем которого был назначен президент компании Филипп Генс. В 2020 году было принято решение усилить комплаенс-функцию. Для этого было увеличено число членов комитета и введена должность штатного комплаенс-офицера. В скором времени компания планирует вступление в Национальную ассоциацию комплаенс и Антикоррупционную хартию российского бизнеса.

Сейчас российская комплаенс-культура находится в начале развития. Первыми в этой сфере были инвестиционные, финансовые, фармацевтические и медицинские компании. Самая молодая комплаенс-культура в компаниях, деятельность которых связана с высокими технологиями, телекоммуникациями, развлечениями и СМИ.

Развитие комплаенс-культуры в России в большей степени обусловлено следующими факторами. Во-первых, минимальной правовой базой: федеральный закон “О противодействии коррупции” (ст. 13.3) обязует компании принимать антикоррупционные меры, однако в нем не учитываются возможные последствия от наличия или отсутствия комплаенс-подразделений.  Во-вторых, в России не существует единых стандартов обучения комплаенс-специалистов.

Отечественный рынок ИТ формируется из нескольких категорий игроков. Это российские компании, имеющие зарубежную материнскую компанию, российские компании, чьи акции размещены на иностранных биржах, и российские частные компании с российскими собственниками.

Первая категория компаний ввела комплаенс-функции раньше остальных. Этому способствовало то, что они получили комплаенс-политику в готовом виде, “сверху”, и подстроили под специфику российского рынка. Управление комплаенс-процессами, как правило, производится из-за рубежа.

Вторая группа опиралась на формальную сторону вопроса, используя комплаенс как элемент, без которого невозможен выход на международный листинг. Только после этого внутренний комплаенс стал закрывать реальные потребности компаний. В этих компаниях комплаенс-функции обычно находятся в ведении юристов или финансистов.

Третья категория игроков начала развивать комплаенс позже остальных, однако ее подход был наиболее сознательным. Выстраивание комплаенс-политики служит задачам правильной коммуникации с западными вендорами, создания репутации, а также «экономии на рисках». Учреждение комплаенс-подразделения в таких компаниях обеспечивает объединение действующих комплаенс-инструментов, что позволяет им приобрести большую организованность, локальную нормативную базу и рычаги влияния. Комплаенс-функции здесь подчиняются совету директоров или непосредственно собственникам.

Российский комплаенс движется по пути автоматизации процессов. Так, традиционные формы работы переходят к более современным.

Татьяна Журба, комплаенс-офицер ЛАНИТ, рассказала о новых комплаенс-инструментах на ИТ-рынке: “DLP-системы, которые раньше использовались исключительно службами безопасности, органично слились в некоторых продуктах с технологиями e-discovery. В результате такого слияния родились новые комплаенс-продукты и решения, которые условно окрестили e-compliance. Подобные инструменты позволяют не только анализировать большой пласт данных “по факту” и обнаруживать там уже допущенные нарушения, но и делать такой мониторинг в режиме реального времени, тем самым предотвращая правонарушения (например, не давая отправить письмо или сообщение, содержащее запретный “тэг”)”.

Цифровизация также заметна в переходе от бумажных форм согласований и ознакомлений к электронным. Компании начинают использовать электронную цифровую подпись, электронные анкеты, платформы, курсы.

Татьяна Журба также рассказала о том, каким образом происходит процесс обучения сотрудников в компании ЛАНИТ. Так, на корпоративной обучающей платформе был запущен обновленный базовый курс по комплаенс. Основой курса стали реальные кейсы и, благодаря игровой подаче материала, курс собрал много положительных отзывов. Для сотрудников, которые занимаются продажами, проводятся оффлайн-сессии с углубленным разбором комплаенс-вопросов.

Для развития российской комплаенс-культуры ИТ-компании стремятся представить на рынок продукты, которые дадут возможность автоматизировать комплаенс-функцию, уменьшить влияние человеческого фактора и сделать контроль совершеннее.