Бизнес журнал

Идем к нотариусу, чтобы защитить крышу над головой

14:31, 25 ноября 2017

Почему простая письменная форма сделки с жильем опасна при любых обстоятельствах, рассказывают ведущие российские телеканалы. Методы обмана честных собственников бывают разные, однако результат всегда один – в проигрыше, а порой и вовсе на улице, остается добропорядочный владелец недвижимости. Так, в последнее время все чаще встречаются случаи, когда только что продавший квартиру человек заявляет, что не осознавал своих действий, и настаивает на признании сделки недействительной. Доказать обратное в таких случаях крайне трудно, предупреждают журналисты «Первого канала». По решению суда квартира возвращается изначальному собственнику, а несчастный покупатель остается в ожидании возврата уплаченных некогда денег. Ожидание, кстати, может затянуться на долгие месяцы, а порой и годы, если мошенник внезапно пропадает.

Способом защиты от таких проблем может стать обращение к нотариусу. В его обязанности входит проверка осознанности действий продавца и покупателя, подробное разъяснение всех условий и последствий сделки. Если ли психическое состояние какой-то стороны вызывает сомнения, нотариус вправе запросить справку от врача-психиатора, поясняется на сайте Федеральной нотариальной палаты. При этом все общение со сторонами в кабинете у нотариуса записывается на камеру.  Такая видеозапись – весомый аргумент в суде, если кто-то из участников сделки будет пытаться ее оспорить. Если нарушений на записи не зафиксировано, оба человека ведут себе адекватно, отвечают нотариусу о понимании происходящего – ложь о психическом расстройстве станет очевидна.

Эффективность нотариальной формы для сделок с недвижимостью уже показала себя в случае с долями в праве общей собственности. Почти два года действия закона об обязательном нотариальном удостоверении сделок с долями помогли справиться с преступностью в этом сегменте, заявил в эфире телеканала «Россия-1» председатель Комитета Государственной думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. Типичная схема мошенничества с долями выглядела так: микродоля дарилась или продавалась третьим лицам, задача которых состояла в превращении жизни совладельцев недвижимости в ад. Закон они никак не нарушали, так как никаких ограничений в отношении размера долей и права проживания в квартире, где эти доли выделены, нет. Под давлением нерадивых соседей владельцы остальной части квартиры продавали им свою долю на условиях, продиктованных манипуляторами.

В свою очередь, нотариус – эффективная преграда для мошенников. В случае с долевой недвижимостью он обязательно проверяет, что остальные собственники квартиры уведомлены о намерении сособственника продать свою долю, и им предоставлена возможность воспользоваться преимущественным правом покупки. Если у нотариуса есть подозрения о притворности сделки, он вправе отказать в ее удостоверении. 

В Госдуме уже обсуждалась инициатива обязать оформлять через нотариуса сделки с участием одиноких пенсионеров. Они чаще других становятся жертвами преступных схем и остаются без крыши над головой. Ситуация в этом сегменте настолько острая, что отдельные фракции предлагают и вовсе запретить пожилым людям, оставшимся без помощи родных и близких, распоряжаться своим жильем. Какое именно решение примет власть, покажет время.

Другие новости