По сообщениям портала INFOX.RU, в Мурманске разгорелся серьезный скандал, связанный с деятельностью авиакомпании Red Wings. Перевозчик отменил почти все июльские рейсы из Мурманска, и это несмотря на проданные билеты! В связи с этим Губернатор Мурманской области Марина Ковтун потребовала от Ространснадзора провести проверку деятельности перевозчика.

Местное TV21 распространило комментарий Марины Васильевны по актуальной ситуации. Она отметила, что оценивать действия Red Wings не имеет смысла — мнения граждан в социальных сетях говорят сами за себя. Но авиакомпания не отделается только лишь общественным порицанием и антирекламой. Ее ждет неизбежное наказание рублем, ведь пострадали интересы многих людей, с нетерпением ждавших отпуска и копивших деньги целый год. Стоит отметить, что скандал в Мурманске, видимо, становится предтечей крупных проблем по сценарию громко обанкротившейся «Трансаэро».

Авиаперевозчик Red Wings входит в состав холдинга «Скай Инвест» (его главным акционером выступает Сергей Кузнецов). Еще одним активом этого объединения выступает не так давно приобретенная компания «Нордавиа». Ею уже было допущено два дефолта по накопленным долгам. Отмечается, что Сергей Кузнецов поначалу собирался создать большой лоукостер на базе двух перевозчиков, чтобы соперничать с «Победой», но через месяц изменил свое решение.

Вообще, нельзя сказать, чтобы Кузнецов сильно интересовался воздушными делами: он заходит в любую дверь, если там можно заработать (см. «Гута-Банк», где он был вице-президентом у своего брата Артема, совладельца группы «Гута»). Так, в 2015 году никогда всерьез не работавший в недвижимости выпускник МАИ внезапно стал заместителем генерального директора АИЖК – мощной государственной структуры, снабжающей российские банки деньгами на сокращение ипотечных процентов для граждан. Потом он вновь переключил внимание на небо, когда появилась возможность приобретения «Нордавиа» по низкой цене.

К низким ценам Сергей Кузнецов питает особенную страсть. Так, в 2013 г. он приобрел у предпринимателя Александра Лебедева компанию Red Wings. Отдал он за это всего 1 рубль(!), благодаря тому, что у авиаперевозчика отозвали лицензию после катастрофы Ту-204 во Внукове. Вот только с «Нордавиа» получилось как-то неоднозначно. Да, заплатил Кузнецов мало. Да, сделка прошла гладко благодаря многолетней работе в «Норильском никеле» и близкому знакомству с основным акционером холдинга олигархом Владимиром Потаниным. Однако долговые обременения компании оказались весьма существенными.

Специалисты отрасли проявляют серьезное беспокойство касательно событий вокруг «Скай Инвеста». С первых же мгновений проект объединения двух авиакомпаний в лоукостер вызывал много вопросов. По сути, он представлял собой отчаянную попытку за счет более менее стабильной «Нордавиа» отсрочить конец Red Wings. Внезапная отмена планов и последующие неудачи холдинга окончательно подорвали доверие к нему. Летом 2016 года Red Wings, стоит напомнить, столкнулась с необходимостью объясняться по поводу регулярных задержек рейсов, причиной которых назвали «технические неисправности нескольких воздушных судов». Прошел год, и теперь касательно Red Wings тревогу вызывают не просто задержки, но и вовсе отмены рейсов. Это влечет за собой серьезный штраф со стороны регулятора отрасли.

«Нордавиа», стоит отметить, ныне пребывает в сложном финансовом положении по причине неспособности отдать накопленные еще при «Норильском Никеле» долги, которые аккумулировала в своих руках офшорная компания с помпезным названием World Best Trade. Проблема в том, что оспорить этот кредит не представляется возможным, поскольку подпись полномочного представителя «Нордавиа» стоит на соглашении о смене кредитора. Сроки выплат по рублевой части долга прошли еще весной; стороны пытаются нащупать компромисс, но пока тщетно. Если арбитраж сочтет требования World Best Trade о выплате всего долга (по разным сведениям – 7–12 млрд руб.) обоснованными, компании, судя по всему, придется прекратить свою деятельность и начать процедуру банкротства.

Стоит добавить, что в настоящее время «Нордавиа, как ранее «Трансаэро», активно реализует авиабилеты на рейсы регулярного и чартерного профиля. По всей видимости, компания отчаянно пытается решить вопрос с ликвидностью за счет пассажиров. Вот только все равно все собранные средства заберут кредиторы, в результате чего финансировать полеты будет нечем. И страна получит июльский Мурманск во всероссийском масштабе.