Бизнес журнал

Финансовый махинатор нацелился на деньги государственного предприятия

12:31, 28 июня 2016

Сегодня, 28 июня, в Арбитражном суде Москвы состоится очередной суд по иску фонда UCP к государственной компании «Транснефть».

Сегодня, 28 июня, в Арбитражном суде Москвы состоится очередной суд по иску фонда UCP к государственной компании «Транснефть». Возглавляемый Ильей Щербовичем фонд скупил привилегированные акции «Транснефти», и теперь требует выплачивать на них дивиденды в не меньшем размере, чем на принадлежащие государству обыкновенные голосующие акции.

Илья Щербович приобрел известность в финансовом мире в конце 90-х, когда в компании ОФГ (UFG), которой заправляли бывший министр финансов Борис Федоров и американец Чарльз Райан, занимался скупкой акций «Газпрома» в интересах Уильяма Браудера и других финансовых авантюристов. Чтобы обойти ограничения на иностранное владение акциями «Газпрома», в ОФГ применили «авторскую» схему Щербовича. В кратком изложении она выглядела так: кипрская компания имеет по 40% акций в трех российских компаниях, что позволяет им считаться резидентами, российские компании при этом перекрестно владеют акциями друг друга, что в целом позволяло полностью зарегистрированным на Кипре владельцам полностью их контролировать.

В 2012-2013 годах Илья Щербович являлся членом Советов директоров от государства крупнейших российских госкомпаний: ОАО «НК «Роснефть», ОАО «АК «Транснефть» и ОАО «ФСК ЕЭС». Список кандидатов в Советы директоров от имени правительства в энергетические компании тогда готовил лично Игорь Сечин. С тех пор Щербовича стали называть «кошельком Сечина», так как на деньги Сечина и в его интересах Щербович проводил многие крупные операции, в частности, игру на рынке префов «Транснефти», атаку на «Лукойл», отжатие у Павла Дурова «ВКонтакте».

С деятельностью Ильи Щербовича связывают отставку в 2007 году главы Сбербанка Андрея Казьмина. Тогда через Сулеймана Керимова, близкого знакомого первого зама Казьмина Аллы Алешкиной, Щербовичу удалось уговорить ее выделить средства на игру на бирже с акциями «Газпрома», то есть продолжить то, чем он занимался в интересах Браудера.

Последней аферой Щербовича СМИ называют судебное разбирательство компании «Прожектор» по акциям «Транснефти». ООО «Прожектор», купивший в прошлом году 141 привилегированную акцию «Транснефти» (0,0019% капитала), в исковом заявлении утверждает, что «дивиденды по привилегированным акциям выплачиваются в неполном размере в связи с занижением «Транснефтью» чистой прибыли путем уклонения «Транснефти» от распределения прибыли дочерних обществ». Истец настаивает на том, чтобы в связи с неполной выплатой дивидендов привилегированные акции были признаны судом голосующими. В материалах СМИ, в частности газеты «Ведомости» говорится, что за «Прожектором» стоит Илья Щербович— «кошелек» Сечина и глава и управляющий партнер United Capital Partners.

Не обошлось без Щербовича и в разработке схемы по созданию для его патрона запасного аэродрома в виде ННК. В 2012 году Игорь Сечин возглавил «Роснефть», но предыдущий опыт показал, что на такие высокие должности можно не только придти, но и вылететь с них. Поэтому на ближайшего соратника Эдуарда Худайнатова была возложена задача создать независимую от государства нефтяную компанию, которая бы приняли Игоря Ивановича в случае каких-то катаклизмов, например, приватизации. Тогда Щербович «подсказал» схему получения денег на покупку нефтяных активов. В изложении экономического обозревателя портала Newsru.com Максима Бланта она выглядела так: Сечин положил 4 млрд долларов из средств «Роснефти» на депозит в ВТБ, а ВТБ выдал на эту сумму кредит. Кредит пошел Худайнатову. Последний успешно реализовал полученные деньги, накупив различных нефтяных активов, самый известный из которых Alliance Oil.

Нынешний иск к «Транснефти» по поводу префов – не первая афера Щербовича с акциями компании. На деньги «Роснефти» главе UCP с 2013 года удалось в три раза поднять стоимость префов «Транснефти» − с 70 тыс. до 203 тыс. рублей на сегодняшний день. При этом никаких оснований для такого роста акций не было, дивиденды на префы выросли за три года всего с 685 рублей до 758 рублей. Поднять стоимость никому не нужных акций с низкой дивидендной доходностью очень просто − несколько аффилированных компаний перекидывают их друг другу по все возрастающей цене.

Но цена нефти упала, и у «Роснефти» стало туго с деньгами. Сегодня компания отчаянно мухлюет с финансовой отчетностью, чтобы в графе прибыли и убытки появился плюс, например, предоплата от Китая за поставки нефти в далеком будущем включена в доход текущей операционной деятельности. Пора фиксировать прибыль по префам, но кто их купит по такой цене?

Последняя попытка заставить государство (а суд привлек правительство в качестве соответчика по иску) согласиться на превращение префов «Транснефти» в голосующие акция – единственный шанс Щербовича и Сечина вернуть затраченные на игру деньги. Попытка, как и предсказывали аналитики, провальная, так как если государство выпустит из рук систему нефтепроводов, у него не останется возможности напрямую влиять на нефтяную отрасль с непредсказуемыми последствиями для и так тощающего бюджета. Первая инстанция арбитражного суда 15 апреля отклонила иск «Прожектора» на том основании, что компания выплатила дивиденды в соответствии с указаниями своего единственного голосующего акционера − государства.

Кресло под Сечиным качается все сильнее. Министр финансов Антон Силуанов 15 апреля заявил, что сделка по приватизации 19,5% акций «Роснефти» может состояться во втором полугодии текущего года. Уже назначен и юридический консультант сделки по продаже акций «Роснефти» − фирма White & Case. После продажи государство в лице «Роснефтегаза» вроде бы сохранит за собой 50% акций «Роснефти», но инвестор, готовый выложить за пакет погрязшей в долгах компании 9,8 млрд долларов, весьма вероятно потребует за свои деньги более адекватного председателя правления.

Другие новости