Инновации в банковской сфере как подспорье бизнесу.

Российская экономика в последнее время развивается многообещающими темпами – инфляция упала до рекордно низкого уровня, показатель инвестиционного климата пополз вверх, да и в целом эксперты начинают оптимистично смотреть на будущее страны. Если бы не одно «но»: малый и средний бизнес до сих пор не ощущает себя комфортно в российской экономике на сегодняшний день. «Лента.ру» изучила, что именно мешает этой сфере – и насколько цифровые технологии можно назвать помощью в вопросе развития МСБ.

Опрос ВЦИОМ показал, что на первом месте среди факторов, которые мешают малым и средним предпринимателям, –  бюрократия и административное давление. За восемь лет исследований фактор давления на бизнес сверху почти не изменился – 27 процентов в 2009 году и 26 процентов в 2017 году. Совладелец одного из столичных заведений упомянул слишком частые проверки со стороны органов: «Постоянные проверки санитарной противопожарной служб, необходимость получения всевозможных справок, разрешений и согласований в разных инстанциях. Проблема заключается еще и в том, что во многих случаях решение вопросов требует моего личного участия, а это время я мог бы направить на работу и развитие компании».

На втором месте среди проблем бизнеса – некачественное обслуживание в банковских организациях. Главы компаний жалуются на слишком долгое время проведения транзакций, а также на необходимость личного присутствия в банках, которое можно было бы потратить на развитие и оптимизацию бизнеса. Так, по мнению коммерческого директора компании «Монолит-Строй» Максима Логвинова, обслуживание корпоративных клиентов в офисах банков операционистом — это анахронизм, который уходит в прошлое: «Представьте, когда срочный платеж контрагенту, если он проводится после 14 часов, проходит автоматически только следующим днем. Подобное до сих пор можно встретить в некоторых госбанках».

Госбанки в последнее время активно занимаются модернизацией своих услуг и внедряют новые технологии – в ответ на запросы клиентов. Однако пока линейка их продуктов заметно уступает предложениям коммерческих кредитных организаций.

Цифровые технологии значительно упрощают жизнь предпринимателям, упрощая процессы на самых разных уровнях и экономя время. И частный банковский сектор – один из первых обратился к прогрессу в этом векторе.

Один из екатеринбургских бизнесменов Андрей рассказывает о преимуществах онлайн-банкинга в своем Instagram: «Я долго не решался начать свой бизнес, так как не люблю волокиту с бумажками, стояние в бесконечных очередях и «квесты» из кабинета в кабинет по учреждениям. Тут же еще и надо во всем разбираться — куда идти, когда и зачем.  А если вдруг не вовремя сданные документы, сразу пеня или еще хуже — штрафы. К счастью, сейчас так много сервисов, которые реально облегчают жизнь. Например, мы сейчас пользуемся онлайн кассой Эвотор, а счет у нас открыт в «ДелоБанке». Никаких проблем, очень быстрое открытие счета, четкое обслуживание, нет лишних расходов».

По подсчетам аналитиков, в среднем порядка 20 процентов времени у владельца малого бизнеса уходит на бухгалтерию, не менее 15 процентов — на решение банковских вопросов, и порядка 12 процентов — на юридические проблемы. Современные банки действительно в силах устранить многие из этих проблем. «Вам не придется ехать в банк, чтобы решить какой-либо вопрос с финансами, открыть счет или заплатить налоги. Достаточно достать смартфон из кармана», — говорит официальный представитель «ДелоБанка». «Банк позволяет автоматизировать повторяющиеся операции, а сложные упростить. Кроме того, приложение позволяет следить за развитием вашего бизнеса. Программа смотрит динамику в разрезе контрагентов (и позволяет проверять их), сравнивает расходы по группам платежей, просматривает остатки и операции по своим счетам в других банках».

Сейчас доля цифровой экономики, согласно отчету BCG «Россия Онлайн?», составляет всего 2,5%. В задаче, которую ставил президент России, указаны цифры в 8-10%, которые необходимо достичь к 2025 году. Вопрос, смогут ли компании – и в первую очередь банки – увеличить темпы развития и занять свои ниши в цифровом мире.