Бизнес журнал

Bloomberg: «Российский инвестфонд UCP оспаривает присвоение Кремлем нефтепроводных дивидендов»

20:12, 9 июня 2016

Инвестиционный фонд United Capital Partners, возглавляемый одним из известных финансистов Ильей Щербовичем, готов продолжить борьбу за более высокие дивидендные выплаты трубопроводной госмонополией, сообщает американское финансовое агентство Bloomberg. Вопрос в том, какие интересы реально преследует Щербович – получить дивиденты или продать акции «Транснефти». Элементарный подсчет показывает, что за декларируемым стремлением увеличить дивидендные выплаты стоит другая мотивация – с помощью шантажа добиться покупки собственных акций монополией.

Уже во второй раз за три года ОАО «АК «Транснефть» собирается предпочесть государство — владельца обыкновенных акций компании — держателям привилегированных бумаг, в число которых входит и UCP. Согласно заявлению Министерства энергетики, «Транснефть» на одну обыкновенную акцию заплатит 2077,08 руб. (32 долл.), а на привилегированную — 823,30 руб., или в два с половиной раза меньше.

В UCP заявляют, что «практика выплаты разных дивидендов на акции одного номинала незаконна, несправедлива и нерыночна». В марте фонд подал иск к«Транснефти» в связи с начислением дивидендов за 2013 г., когда государство впервые оказалось в привилегированном положении по сравнению с другими акционерами.

UCP, инвестирующий в бумаги «Транснефти» с 2006 г, отказывается раскрыть размер своего пакета префов компании, пишет Bloomberg. При этом фонд назвал недостоверным сообщение, что ему принадлежит 1,1 млн. акций компании, или порядка 70% от общего объема бумаг.

По словам представителя «Транснефти» Игоря Демина, не «Транснефть», а государство, как основной ее акционер, определяет и дает директиву по размеру дивидендов по привилегированным акциям компании. В апреле для пополнения госбюджета государство поручила госкомпаниям выплатить в качестве дивидендов как минимум половину от их прибыли по РСБУ. Трубопроводная компания выплатит 12,8 млрд. руб., или 100% ее прибыли по РСБУ.

При этом простой подсчет дивидендной политики монополии показывает, что средние выплаты «Транснефти» по акциям ежегодно составляют не более 7% от вложенных средств. Средние размеры выплат по депозитам в надежных российских банках на сегодня – около 10,5%. Стоимость заемных денег еще выше. Получается странная арифметика. Для чего Щербович потратил и продолжает тратить столько денег на скупку акций, с которых он в итоге может получить на треть меньше, чем если просто положит деньги в банк под процент? Ответ очевиден. Мотивация «известного финансиста» лежит совсем в другой плоскости. Фонд и его основателя совсем не интересуют дивиденды «Траснефти». Отсюда же многочисленные судебные процессы, в том числе с использованием фирм-однодневок (ООО «Прожектор»), отсюда активный пиар в публичном поле. Есть сильное желание продать акции компании, чтобы заработать. Как сообщает РБК, с середины июня 2014 года по 10 мая 2016 (пик в этом году) префы «Транснефти» подорожали почти в три раза — с 76,07 тыс руб. до 208,2 тыс руб. за штуку. 3 июня привилегированные акции компании стоили 161,5 тыс руб. UCP выгодно продать свой пакет по рыночной цене. Истинные интересы Щербовича лежат именно в этой плоскости. Поэтому все слова о «низких дивидендах» и причины судебных разбирательств последних месяцев не имеют ничего общего с действительностью.

По мнению UCP, «Транснефть» в настоящее время недооценена – стоимость акций компании сократилась за последние четыре недели на 22%. Вместе с тем — для тех кто в состоянии переносить «крутые виражи» «Транснефти» — за последние пять лет ее акции выросли почти в четыре раза, и демонстрируют лучшие показатели на фондовом рынке ММВБ. UCP надеется, что результаты могут быть еще лучше.

При этом, как сообщает Bloomberg, инвестфонд опроверг сообщение газеты «РБК», вышедшей в понедельник, о том, что в ответ на предложение «Транснефти», сделанное в декабре, он планирует продать свою долю в размере 2,9 млрд. долл. Обратный выкуп привилегированных акций не имеет смысла, сказал официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин.

 

Другие новости