Предприятия малого и среднего бизнеса могли бы повысить свою эффективность, отдав на аутсорсинг часть непрофильной деятельности. По мнению аналитиков, особенно это актуально в части транспортной логистики.

В России – 5,7 млн компаний малого и среднего бизнеса, где занято порядка 16 млн человек. В основном это принадлежат к сферам торговли, строительства, автомобильных грузоперевозок и салонов красоты. Члены правительства и сами бизнесмены довольно часто в последнее время говорят о том, что именно эти компании могут обеспечить рост российской экономике. Однако, несмотря на господдержку, развитию мешают внутренние проблемы, в числе которых чрезмерное госрегулирование, конкуренция и низкая прибыльность.

Если в целом малый и средний бизнес сумел прекратить стагнацию, то в сфере торговли отмечается снижение продаж и выручки.

Частично, по мнению специалистов, решить проблемы может оптимизация затрат.

В связи с этим главы компаний экономят практически на всем — например, отмечает аналитик АЛОР БРОКЕР Кирилл Яковенко, самостоятельно организуют логистику своих грузов, приобретают б\у автомобили или нанимают всего один-два водителя.

Такой подход может оказаться эффективнее, чем аутсорсинг – но не в случае автомобильных грузоперевозок. «Надо смотреть в каждом конкретном случае, и сравнивать, например, содержание автотранспорта для перевозок (цена машин, стоянка, страховка, топливо, ремонт, запчасти и пр.) со стоимостью услуг компании-перевозчика», — считает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. «Логистика собственными силами не гарантирует высокого качества услуг и требует регулярных затрат на ремонт уже устаревшего автопарка – а это означает потерю времени и недовольство потребителей после срыва поставок. Специальные компании сделают это быстрее и безопаснее», — уверен Яковенко.

Эксперт уверен, что с помощью аутсорсинга малый и средний бизнес могут сосредоточить ресурсы на развитии своего основного направления – что в результате обезопасит игроков от репутационных рисков и неоправданных трат на дорогостоящий ремонт и оплату труда дополнительной рабочей силе.

Не все транспортные компании подходят малому и среднему бизнесу, так как не всегда нужно заполнять весь грузовик. Целесообразнее бывает обратиться к компаниям-специалистам в сегменте сборных грузов. Сейчас на этом направлении лидирует ГК «Деловые Линии», которая занимает 26% рынка «сборников» по данным Infranews.

Более того, грузоперевозчик Александра Богатикова наращивает долю в сегменте e-commerce, к которому чаще всего относится малый бизнес. И здесь можно найти массу решений по доставке грузов – считает предприниматель, основатель торгово-благотворительной площадки «Один плюс один» Михаил Палей. – «Это могут быть собственная служба доставки, сторонний сервис или можно этот выбор предоставить сделать самому покупателю. В нашем случае покупатель и продавец договариваются о доставке между собой сами. Тем не менее, в дальнейшем «Один плюс один» планирует пользоваться услугами профессиональных транспортных компаний, так как это позволяет повысить качество сервиса и это удобно для пользователей», — убежден Палей.

Наконец, аутсорсинг необходим для малого и среднего бизнеса в силу низкой, как правило, рентабельности бизнеса, резюмирует Гойхман.