С какими проблемами на практике сталкиваются методы государства по наведению порядка в отрасли

Несколько лет назад власти активно взялись за грузовые перевозки. Иначе говоря – все чаще стали появляться проекты по улучшению различных  показателей в сфере. Как, например, рост доли дорог регионального значения согласно проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги», или снижение числа ДТП, или улучшение качества дорожного полотна по стране в целом. В частности, последней цели должны способствовать разработка и внедрение автоматической системы весогабаритного контроля. АСВГК призвана контролировать проезд машин с перегрузом – в первую очередь по дорогам федерального значения – и штрафовать грузовики за нарушение норм по весу и габариту.

Так, согласно паспорту АСВГК,  ответственность за перегруз наступает уже при перевесе в 2% при отсутствии спецразрешения и в 10% – при его наличии. Притом один штраф насчитывает сотни тысяч рублей. Идея, казалось бы, правильная – однако сталкивается с техническими сложностями. Автоматические датчики системы, вшитые непосредственно в дорожное полотно, часто некорректно считывают данные по габаритам. В Приморском крае, например, по требованию регионального Профсоюза Транспортных перевозчиков в мае прошлого года показательно взвесили грузовик VOLVO. Расхождение в данных замеров на автоматизированном пункте и на стационарных весах составляло около 25% (в большую сторону). Комиссия по безопасности дорожного движения в Коми пришла к выводу, что работа АСВГК зависит от температуры: если воздух не прогрет выше 15 градусов, данные система выдает неверные. А на морозе выхлопные газы образуют облако над кабиной и кузовом, которые система считывает, как груз.

В этой связи представители бизнеса не раз выступали со встречными предложениями по оптимизации функционирования АСВГК. В первых числах октября состоится 5-я международная конференция «Грузовые автоперевозки-2019: вызовы и возможности», одной из главных тем которой станет именно весогабаритная система. Один из спикеров мероприятия, директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич, полагает, что наличие информирования водителя и собственника ТС о выявленном автоматикой перегрузе, а также разработка процедуры оспаривания выставленных штрафов, — необходимость, которая в любом случае должна быть решена. Также важно обеспечить сравнимость показаний АСВГК на разных участках следования одной и той же машины.

Есть еще ряд болевых точек, которые нужно урегулировать законодательно. Например, трактовать погрешность автоматических весов в пользу перевозчика, а также разделить ответственность перевозчика и грузоотправителя. Нередко водитель наемного перевозчика не может проверить, есть ли перевес, а грузоотправителю при «небольшом превышении» выгоднее отправить груз одной машиной вместо двух. Нужна как минимум ответственность за искажение сведений в транспортных документах.

Наконец, эксперты сходятся во мнении, что необходимы единые требования к АСВГК, контролировать выполнение которых будет Ространснадзор.