На современном рынке множество компаний и фирм, в которых не используются привычные шаблоны корпоративной культуры, а вырабатываются свои собственные.

В последнее время все больший интерес и у бизнесменов, и у бизнес-тренеров, и у психологов вызывают как раз максимально необычные виды корпоративной культуры, которые кажутся кому-то проявлениями чудачества, а кому-то – сверхэффективными методами, позволяющими оптимизировать корпоративное управление.

Одна из самых интересных корпоративных культур была разработана во всемирно известной обувной компании Zappos. За довольно непродолжительное время своего существования Zappos выросла из маленькой фирмы в корпорацию с многомиллиардными оборотами. И, похоже, что один из главных факторов, повлиявших на столь невероятный рост, – именно корпоративная культура.

Как только претендент на вакансию приходит устраиваться в Zappos, ему предлагают заплатить 2000 долларов за отказ от устройства на работу. Но на такое соглашаются единицы, а остальные кандидаты все же хотят попробовать свои силы. И начинают работать.

Каждый сотрудник компании в течение двух недель работает в колл-центре на телефоне – и это правило относится и к простым продавцам, и к топ-менеджерам. Интересно, что от сотрудников колл-центров компании требуется не только предоставлять информацию о продуктах Zappos, но и стараться быть максимально полезными своим клиентам. Например, Тони Шей один раз специально позвонил в собственную компанию и, сымитировав голос нетрезвого человека, поинтересовался, где может заказать пиццу, назвав свой адрес. Спустя несколько минут оператор предоставил Тони исчерпывающий список телефонов ближайших пиццерий и ресторанов.

В офисе Zappos любой сотрудник может оформлять свое место так, как ему нравится. Приветствуются даже самые необычные идеи, главное – комфорт сотрудника, который, как считают основатели компании, прямо влияет на продуктивность его труда.
Zappos – далеко не единственная компания с удивительной корпоративной культурой. Большие «креативщики» — компании, работающие в IT-сфере. Например, Twitter проводит встречи на крыше, организует занятия йогой для своих сотрудников, предоставляет им бесплатное питание. В компании стремятся выработать такой подход в отношении к сотрудникам, который бы заставил их отождествлять себя с компанией не на словах, а на деле. И тогда сотрудники начинают выкладываться по максимуму, применяя все свои знания и способности.

Adobe – одна из тех компаний, где максимально доверяют сотрудникам и считают, что ограничения креативности лишь препятствуют эффективному развитию бизнеса. Например, в Adobe нет рейтингов, которые бы сравнивали уровень эффективности работы сотрудников. По мнению руководителей компании, такие рейтинги могут лишь демотивировать, препятствовать в работе.

Менеджеры в компании играют роль тренеров, не только управляя, но и помогая сотрудникам решать задачи, «натаскивая» их на выполнение определенных функций и, одновременно, выполняя обязанности психологов. Ведь в компании каждый сотрудник уверен, что если он что-то сделает неправильно, его не будут наказывать, если же он выполнит работу так, как нужно, или улучшит проект своими креативными идеями, то его старательность и инициативность обязательно оценят по достоинству.
С другой стороны, не все «продвинутые» компании столь либеральны. Например, в Apple отрицают, что когда-либо смогут допустить дистанционную работу. Каждый сотрудник компании обязан присутствовать в офисе каждый день. Даже воскресенье является рабочим. Но зато Apple не занимать в креативности оформления рабочего пространства, в предоставлении возможности занятий спортом для своих сотрудников.

В компании Leroy Merlin проводится необычный тимбилдинг – акции по созданию картонных городов. Картон и краски – все, что под рукой у сотрудников. Зато, как считают в компании, подобные мероприятия позволяют коллегам увидеть друг в друге творческие личности, научиться высказывать свои и принимать чужие идеи, приходить к компромиссу.  А главное, что в процессе подобных конкурсов сотрудники компании приходят к пониманию единства цели.

Еще более крутой тимбилдинг придумали в московском офисе компании Nestle. Здесь 17 специалистов отправились покорять вершину знаменитой горы Эльбрус. Подготовились серьезно – пообщались с психологами, тренировались у лучших инструкторов по альпинизму. В конце концов, из 17 человек 12 человек дошли до вершины. Эльбрус был покорен, а команда сотрудников превратилась в самый сплоченный коллектив, сродни боевому подразделению.

Для каждой компании необычная корпоративная культура – способ и укрепления внутреннего единства коллективов сотрудников, и повышения эффективности их работы, а как следствие – и корпоративной прибыли. Судя по тому, что все компании с подобными необычными правилами, с удивительными тимбилдингами и странным внутренним распорядком, активно и достаточно долго работают на рынке, необычная корпоративная культура, действительно дает свои результаты.

Алёна Ал-Ас, психолог