580 руководителей отечественных предприятий сегмента СМБ приняли участие в масштабном исследовании, которое минувшей осенью при поддержке специалистов Аналитического центра НАФИ провели Mail.ru Group, банк «Открытие», Google, Московская школа управления Сколково и РАЭК. Это исследование было направлено на определение индекса цифровизации малого и среднего бизнеса в России — BDI. Как выяснилось в ходе опроса, по состоянию на осень минувшего года этот индекс не превышал 45 пунктов из 100 возможных. В отношении индивидуальных предпринимателей ситуация была еще более плачевной — 42 индексных пункта.

Ситуацию прокомментировал Алексей Кузовкин*, который подчеркнул, что в индексе BDI — пять составляющих, к числу которых относится уровень интеграции IT в повседневную работу (использование технологий искусственного интеллекта). Так, в ходе исследования было установлено, что не более 50% опрошенных применяют мобильные приложения и всего 26% используют технологии «интернета вещей».

Отмечается, что ситуация выглядит плачевно и в пункте «информационная безопасность».

Только у трети респондентов есть утвержденная политика информационная политика информационной безопасности, лишь у 45% прописана политика конфиденциальности. Многие респонденты ошибочно считают, что для защиты им будет достаточно простых антивирусов. Как констатировал Алексей Кузовкин, по сути, основным препятствием для цифровизации в России является, грубо говоря, ретроградство самих бизнесменов. Впрочем, положительная динамика есть: если в 2018 году индекс BDI в СМБ-сегменте составлял всего 34 индексных пункта, то осенью минувшего года он достиг 45 пунктов.

*Алексей Кузовкин — инвестор, инноватор, гендиректор «Инфософт», член рабочей группы по развитию технологий безопасности РАКИБ, экс-председатель совета директоров группы компаний «Армада».